воскресенье, 28 октября 2012 г.

Изучаем семейную историю

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— Мой папа большой, а совсем не сыночек!
— Сыночек. Брат четырёх моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тёти!
— Тётю твою я в люльке качала...
— Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два её братца?
— Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься... Хитрое дело...
— Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало!
(Яков Аким - "Кто кому кто?")

А вы знаете всех своих родственников? Не путаете, кто кузен, кто племянник, а кто - двоюродная бабка по отцу? :)))
Я вот, например, в 14 лет с удивлением узнала, что у меня есть трехлетний внучатый племянник, а "дядя Коля" на самом деле никакой мне не дядя, а брат, только в два раза старше меня.

Неправда, что генеалогическое древо составляют только представители знатных родов. Это такой увлекательный процесс! Особенно, если родни у вас много.
А сколько всего нового и интересного можно узнать о своей семье и своих родственниках, поговорив со старшим поколением. Важно не упустить момент и вовремя пересмотреть старые фотографии, которых, наверное, ворох наберется в каждом доме. Знаете ли вы, кто изображен на них? Кем они доводятся вам? Какими были, чем занимались те, кто умер еще до вашего появления на свет?

Лично я психологию люблю больше, чем историю, поэтому рисую... генограмму своей семьи. Так в семейной психологии называют схему родственных отношений, напоминающую генеалогическое древо. Просто удивительно, сколько интересных закономерностей и тайн можно  в ней найти!

Поля тоже очень любит рассматривать фотографии. Как старые, так и новые. Конечно, ей больше нравятся те, где изображены знакомые ей люди - мама, папа, бабушки, дедушки...

И я решила, раз ей интересно, совместить приятное с полезным - игру с обучением - и сделала небольшое наглядное пособие. Оно представляет собой плакат формата А3 с набором наклеек и посвящено изучению семьи:


Схема напоминает схему генеалогического древа. Но ребенку в полтора года, думаю, все равно еще рано рисовать "грамотные" схемы, пока достаточно будет и такой.
Плакат "заламинирован" скотчем, чтобы наклейки можно было использовать многократно. Они представляют собой вырезанные с фотографий лица ближайших Полиных родственников, также "заламинированные" и с кусочком двустороннего скотча с обратной стороны:


Обратная сторона плаката - нарочно детский рисунок семьи (мама, дочка, папа), в который нужно вклеить лица персонажей. Два дома на заднем плане - дома наших бабушек и дедушек ("кто в каком живет?")


Полине плакат очень понравился! И, как ни странно, сторона со схемой - больше! :)
Она увлеченно рассматривала наклейки, называла родню ("мама", "папа", "баба", "дя" (дядя)) и клеила на то место, которое я ей называла (например, "это баба Света - папина мама. Клей ее в кружочек над папой")





Чуть позже сделаю сюда еще наклейки-слова "мама", "папа", "дедушка", "брат", "жена" и т.д., чтобы можно было изучать семейные отношения шире.
Можно добавить и имена. Например, их Поля еще сма не называет, но знает, кого как зовут. Если спросить, "кто у нас в семье Оля?", она скажет: "Мама".

Кроме собственно знакомства с семьей, плакат хорош и для развития моторики - приклеивать/отклеивать/попадать точно в кружок....

В общем, получилась полезная вещь. А времени на ее изготовление (вместе с придумыванием идеи и "ламинированием" ушло чуть больше часа.

С семейным интерактивно-демонстрационным плакатом хочу поучаствовать в конкурсе наглядных пособий у Марии (блог "Дорасти до ребенка"), а к генограмме и семейной истории я вернусь в блоге еще не раз - процесс начат. :)


И Лизе Арье в галерею тоже добавлюсь... Креатив ведь? Вроде да. :)))


7 комментариев:

  1. Ого-го какой Креатив!!! Еще и с научным подходом!!! Я такие прям обожаю!!! Какие замечательные пособия получились. Дети просто обожают рассматривать любимые лица.
    Спасибо огромное за участие!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательная идея!!! Очень интересно)))Очень жду возвращение к генограмме и семейной истории , к сожалению я слишком поздно кинулась, а теперь спросить не у кого и очень жаль... Оень хочется, а раньше было не надо(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И мне жаль, что многое я не успела спросить в свое время... Но все же знаю немало, так что... :) Обязательно еще напишу по этому поводу. Но чуть позже.

      Удалить
  3. Генеалогия семьи - очень интересная тема! У меня старшая дочь просто больна ей. очень интересно . Забавно видеть удивлённые лица взрослых родственников, когда десятилетний внук (а было это раньше, просто не помню, сколько тогда Денису лет было)без тени замешательства объясняет на старинных фотографиях, что на них сняты бабушка и дедушка его дедушки! И на старом кладбище уверенно ведёт к их могилке.
    А про спросить... Расспрашивала своих старших брата и сестру. Они застали нашу бабушку, я её уже не знала. Так вот они ничего рассказать про неё не могли! Им тогда не интересно было! Хотя было у кого спрашивать.
    Оля, Вы молодец, что занялись этим со своей малышкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы - когда все живы и пока мы маленькие, семейная история нам неинтересна, а как только старшего поколения не становится....
      Надеюсь, Поле и в дальнейшем будет интересно.

      Удалить
  4. Оля, отличная работа! это так правильно учить ребенка задавать вопросы "кто я?", "кто мои предки?"...
    И идея, и исполнение интересны и достойны повторения!
    А еще стихотворение понравилось про сбежавшее молоко)))

    ОтветитьУдалить
  5. В продолжении этой темы могу предложить свой рассказ "Кто я?", который помогает выучить родственные связи (слова, связанные с семьёй)
    http://bib-super-yana.blogspot.co.il/2013/08/semya-i-malisch.html

    ОтветитьУдалить