Продолжаю публиковать свои старые статьи. :)))
Начало - здесь.
Доброго дня!
«-Давай составим план. Чего ты хочешь?
-Всего и сразу!
- Ну, так планы не составляют…»
Л.Кэррол «Алиса в Стране Чудес»
Всем, прочитавшим эпиграф, адресую вопрос – а как составляют планы?
Уверена, что нет среди нас людей, ни разу этого не делавших. Кажется – что тут обсуждать? Выписал на листочек/в ежедневник/телефон все свои предстоящие дела – вот тебе и план. Да? А вот и нет, дружок. «Уже началась путаница».
Список дел и план – это разные вещи. Список – всего лишь ориентир, дающий нам представление о том, что мы хотим. План же говорит нам, как и в какие сроки мы будем это делать. Сейчас будем говорить именно о реальных (т.е. выполнимых) планах.
Цитату из «Алисы…» я привела не с проста. В замечательной (не)детской сказке скрыто множество полезных знаний. А раз уж рукодельницы так любят вдохновляться им для создания своих шедевров, то почему бы не вдохновиться им же для организации своего рабочего и творческого времени?.. Попробуем?
«Чего ты хочешь больше всего и перво-наперво?» - спрашивал До-до у Алисы.
Для того, чтобы составить четкий, реальный и выполнимый план, сначала нужно определиться с приоритетами, понять, что важнее – сделать сегодня открытку для подруги или очередную страничку в детский альбом? Связать дочке варежку вместо потерянной или довышить наконец картинку, начатую два года назад? А может, окончить курсы кройки и шитья? Или досконально изучить Photoshop?..
Чтобы мысли в голове не путались, берем лист бумаги (желательно А4), ручку или карандаш, и делим лист на четыре части. Слева направо получится так: «важно и срочно», «важно, не срочно», «не важно, срочно», «не важно, не срочно»
А теперь – заполняем получившуюся таблицу. Каждый пункт проверяйте по нескольку раз – действительно ли это важно/не важно и срочно/не срочно. Заполнили – посмотрите еще раз. «Внимательно читайте договор», как говорилось в одной социальной рекламе. Если править нечего, то:
Отрываем левую верхнюю часть и кладем на самом видном месте (клеим на ноут/холодильник/зеркало/лоб) и начинаем реализовывать (конечно, по возможности) прямо сейчас. Ну или как можно скорее. Это важно и срочно. Например, подготовить подарок молодым на свадьбу (которая уже через три дня).
На остальные части листа лучше пока не смотреть (разве что, в свободную минутку можно реализовать пару пунктов из нижней части – «неважно, срочно»).
Когда вычеркнем все пункты – достаем правый верхний уголок – «важно, не срочно» и – повторяем процедуру.
Пункты правого нижнего угла выполняем по мере сил и возможностей, так сказать «на расслабоне», во время вынужденных перерывов, «по пути» или в качестве отдыха от основных пунктов. А некоторые и вовсе не стоят больших усилий, чем вычеркивание их из плана.
«Но это все – теория», - скажете вы, - «А как на практике?»
А на практике получается, что первая часть листа – бесконечна. Пока выполняешь один пункт, появляется еще 2-3, а вместо них – еще и еще… И даже если они закончатся, то уж «важные не срочные» дела у рукодельницы точно бесконечны, и на остальные времени не останется. Но ведь это и не окончательный план, а всего лишь этап – расстановка приоритетов.
Это нужно для того, чтобы осознать, что для нас наиболее важно, что составляет костяк нашей жизни (или нашей творческой жизни), а что вполне может подождать и выступить в качестве приятного дополнения.
Есть хорошая притча. Профессор показывает студентам пустую банку и говорит: вот – наша жизнь. Ее заполняют важные для нас вещи (кладет в банку поочередно довольно крупные камни): семья, работа, друзья. Наша жизнь (банка) заполнена. Но есть ведь дела поменьше – хобби, путешествия… (кладет камушки поменьше, которые занимают пустоту между большими камнями). Они делают нашу жизнь интереснее и полнее. Но сюда поместятся и мелкие дела и радости, рутинные ежедневные действия (насыпает мелкий песок, который окончательно заполняет банку).
Но стоит сказать и вот что: наши приоритеты, конечно, изменчивы. Их нельзя определить один раз и на всю жизнь. Они зависят от возраста, жизненных обстоятельств и даже настроения. А уж тем более в части рукоделия! Сегодня для меня скрапбукинг – вся жизнь, а завтра я научусь шить, и буду строчить с утра и до поздней ночи. А потом я узнаю о полимерной глине… и влипну по уши. И покупка новой упаковки глины будет для меня в сто раз важнее пачки скрап-бумаги.
Чем больше у тебя дел, тем больше ты успеваешь.
Если, конечно, ты умеешь их планировать.
Так что же такое план? План – это последовательность действий, выполняемых в определенные сроки и ведущих нас к цели.
Чтобы его составить, нам нужно определиться с целью, установить сроки и разбить «дорогу» на отдельные шаги. В общем, все так, как будто мы собираемся съесть слона.
А чтобы ваши планы осуществлялись, нужно придерживаться простых правил:
1. Всегда давать реальные сроки на выполнение плана (или отдельных этапов). Мы не можем сделать скрап-альбом на 12 разворотов за один день. Или связать детский плед за 3 часа. По-хорошему, нужно определять время с запасом на непредвиденные обстоятельства. Лучше закончить раньше, чем продлять сроки.
2. «не ходить порожняком». Т.е. «попутно» делать еще какие-либо дела. Покупая в магазине ткань на юбочку для дочки, докупите нитки на недовязанный свитер или загляните в соседний отдел за бисером, который вам обязательно понадобится для следующего проекта. Не придется через пару дней снова сюда приезжать.
И помните – любой человек гораздо быстрее и лучше выполнит то, что ему интересно, чем то, что просто нужно. Так что есть два пути оптимизации работы – или делать только то, что увлекает, или увлечься тем, что делаешь. Второе сложно, первое – практически не реально. Так что предлагаю все же второе.
Кстати, кто еще не видел, посмотрите фильм «Мирный воин». В нем повествуется о парне-гимнасте, которому рассказали о важном психологическом принципе «здесь и сейчас».
«Какое дело самое главное? То, которое ты делаешь прямо сейчас»
Сосредоточьте все мысли, чувства и ощущения на том, что вы делаете. Почувствуйте холод спиц и натяжение нити на пальце, проследите за тем, как причудливо она извивается движением ваших рук, насладитесь процессом…. И тогда вы обязательно свяжете великолепную вещь, не только красивую, но и теплую от вашей души, хранящую вашу добрую энергетику. Научитесь (если еще не умеете) получать удовольствие от процесса создания чего-либо, а не только от созерцания результата.
Начало - здесь.
Доброго дня!
Сегодня у меня очень «цитатное» настроение, так что прошу прощения за большое количество цитат и «литературных иллюстраций». Люблю вдохновляться литературой и кино, а своим вдохновением буду делиться с вами в своих рубриках. J Готовьтесь.
«-Давай составим план. Чего ты хочешь?
-Всего и сразу!
- Ну, так планы не составляют…»
Л.Кэррол «Алиса в Стране Чудес»
Всем, прочитавшим эпиграф, адресую вопрос – а как составляют планы?
Уверена, что нет среди нас людей, ни разу этого не делавших. Кажется – что тут обсуждать? Выписал на листочек/в ежедневник/телефон все свои предстоящие дела – вот тебе и план. Да? А вот и нет, дружок. «Уже началась путаница».
Список дел и план – это разные вещи. Список – всего лишь ориентир, дающий нам представление о том, что мы хотим. План же говорит нам, как и в какие сроки мы будем это делать. Сейчас будем говорить именно о реальных (т.е. выполнимых) планах.
Цитату из «Алисы…» я привела не с проста. В замечательной (не)детской сказке скрыто множество полезных знаний. А раз уж рукодельницы так любят вдохновляться им для создания своих шедевров, то почему бы не вдохновиться им же для организации своего рабочего и творческого времени?.. Попробуем?
«Чего ты хочешь больше всего и перво-наперво?» - спрашивал До-до у Алисы.
Для того, чтобы составить четкий, реальный и выполнимый план, сначала нужно определиться с приоритетами, понять, что важнее – сделать сегодня открытку для подруги или очередную страничку в детский альбом? Связать дочке варежку вместо потерянной или довышить наконец картинку, начатую два года назад? А может, окончить курсы кройки и шитья? Или досконально изучить Photoshop?..
Чтобы мысли в голове не путались, берем лист бумаги (желательно А4), ручку или карандаш, и делим лист на четыре части. Слева направо получится так: «важно и срочно», «важно, не срочно», «не важно, срочно», «не важно, не срочно»
А теперь – заполняем получившуюся таблицу. Каждый пункт проверяйте по нескольку раз – действительно ли это важно/не важно и срочно/не срочно. Заполнили – посмотрите еще раз. «Внимательно читайте договор», как говорилось в одной социальной рекламе. Если править нечего, то:
Отрываем левую верхнюю часть и кладем на самом видном месте (клеим на ноут/холодильник/зеркало/лоб) и начинаем реализовывать (конечно, по возможности) прямо сейчас. Ну или как можно скорее. Это важно и срочно. Например, подготовить подарок молодым на свадьбу (которая уже через три дня).
На остальные части листа лучше пока не смотреть (разве что, в свободную минутку можно реализовать пару пунктов из нижней части – «неважно, срочно»).
Когда вычеркнем все пункты – достаем правый верхний уголок – «важно, не срочно» и – повторяем процедуру.
Пункты правого нижнего угла выполняем по мере сил и возможностей, так сказать «на расслабоне», во время вынужденных перерывов, «по пути» или в качестве отдыха от основных пунктов. А некоторые и вовсе не стоят больших усилий, чем вычеркивание их из плана.
«Но это все – теория», - скажете вы, - «А как на практике?»
А на практике получается, что первая часть листа – бесконечна. Пока выполняешь один пункт, появляется еще 2-3, а вместо них – еще и еще… И даже если они закончатся, то уж «важные не срочные» дела у рукодельницы точно бесконечны, и на остальные времени не останется. Но ведь это и не окончательный план, а всего лишь этап – расстановка приоритетов.
Это нужно для того, чтобы осознать, что для нас наиболее важно, что составляет костяк нашей жизни (или нашей творческой жизни), а что вполне может подождать и выступить в качестве приятного дополнения.
Есть хорошая притча. Профессор показывает студентам пустую банку и говорит: вот – наша жизнь. Ее заполняют важные для нас вещи (кладет в банку поочередно довольно крупные камни): семья, работа, друзья. Наша жизнь (банка) заполнена. Но есть ведь дела поменьше – хобби, путешествия… (кладет камушки поменьше, которые занимают пустоту между большими камнями). Они делают нашу жизнь интереснее и полнее. Но сюда поместятся и мелкие дела и радости, рутинные ежедневные действия (насыпает мелкий песок, который окончательно заполняет банку).
Но стоит сказать и вот что: наши приоритеты, конечно, изменчивы. Их нельзя определить один раз и на всю жизнь. Они зависят от возраста, жизненных обстоятельств и даже настроения. А уж тем более в части рукоделия! Сегодня для меня скрапбукинг – вся жизнь, а завтра я научусь шить, и буду строчить с утра и до поздней ночи. А потом я узнаю о полимерной глине… и влипну по уши. И покупка новой упаковки глины будет для меня в сто раз важнее пачки скрап-бумаги.
Чем больше у тебя дел, тем больше ты успеваешь.
Если, конечно, ты умеешь их планировать.
Так что же такое план? План – это последовательность действий, выполняемых в определенные сроки и ведущих нас к цели.
«Вышить большую красивую картину» - это мечта, «подобрать нитки и вышить «Викторианский шарм» к концу лета» - это уже план.
Чтобы его составить, нам нужно определиться с целью, установить сроки и разбить «дорогу» на отдельные шаги. В общем, все так, как будто мы собираемся съесть слона.
А чтобы ваши планы осуществлялись, нужно придерживаться простых правил:
1. Всегда давать реальные сроки на выполнение плана (или отдельных этапов). Мы не можем сделать скрап-альбом на 12 разворотов за один день. Или связать детский плед за 3 часа. По-хорошему, нужно определять время с запасом на непредвиденные обстоятельства. Лучше закончить раньше, чем продлять сроки.
2. «не ходить порожняком». Т.е. «попутно» делать еще какие-либо дела. Покупая в магазине ткань на юбочку для дочки, докупите нитки на недовязанный свитер или загляните в соседний отдел за бисером, который вам обязательно понадобится для следующего проекта. Не придется через пару дней снова сюда приезжать.
И помните – любой человек гораздо быстрее и лучше выполнит то, что ему интересно, чем то, что просто нужно. Так что есть два пути оптимизации работы – или делать только то, что увлекает, или увлечься тем, что делаешь. Второе сложно, первое – практически не реально. Так что предлагаю все же второе.
Кстати, кто еще не видел, посмотрите фильм «Мирный воин». В нем повествуется о парне-гимнасте, которому рассказали о важном психологическом принципе «здесь и сейчас».
«Какое дело самое главное? То, которое ты делаешь прямо сейчас»
Сосредоточьте все мысли, чувства и ощущения на том, что вы делаете. Почувствуйте холод спиц и натяжение нити на пальце, проследите за тем, как причудливо она извивается движением ваших рук, насладитесь процессом…. И тогда вы обязательно свяжете великолепную вещь, не только красивую, но и теплую от вашей души, хранящую вашу добрую энергетику. Научитесь (если еще не умеете) получать удовольствие от процесса создания чего-либо, а не только от созерцания результата.
Этот материал в ЧБ
Оля, Вам нужно уже книги о рукодельном тайм-менеджменте писать. И продавать их за большие деньги. ))
ОтветитьУдалитьНас на работе этому "важное-не важное" учили, и говорили, что для повышения эффективности нужно стремиться к тому, чтобы основная часть дел была в зоне "важное-не срочное". Только это возможно, когда переделаны все срочно-важные дела. А на работе они, почему-то не кончаются.))) Может, я не правильно планирую?
Мне очень интересно было с Вашей помощью переложить тайм-менеджмент на домашние дела. Спасибо!
Марина, не смущайте меня так - какие там книги!
УдалитьЭто писать у меня получается так красиво и стройно, а делать... выходит по-всякому - и гладенько, какпо теории, и совершенно "вверх ногами".
С домашними делами- это к системе флайледи, у них много чего полезного. Только я с двумя детьми пока никак не могу настроиться на нужный ритм, чтобы наладить быт от и до.
Но я уверена, что если поставить перед собой четкую цель - всего можно добиться.
Я начала. И вы начните. Уверена, вы сможете - ведь никто лучше вас не знает, какие у вас дела, сколько их и т.д.
Ольга, очень интересно читать ваши статьи, вроде все это знала, или догадывалась, но когда- прочитаешь, получаешь как бы руководство к действию!!!! Спасибо вам, буду ждать новых статей!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо за высокую оценку. :))
УдалитьНовые скоро не обещаю, а старые перетяну. :)))
Для меня они же будут новые, жду!!!
УдалитьОльга, сразу вспомнилось:), про притчу о профессоре и банке. Там есть продолжение. Когда проф насыпал все камни и песок, что как казалось полностью заполнило банку, он достал бутылку пива и вылил туда же ее содержимое со словами: а теперь видите, что всегда и при любых обстоятельствах есть место удовольствию!
ОтветитьУдалить